Ремесленный двор

Дорогие друзья, 

вашему вниманию представляются экспозиции 

зала "Ремесленный двор"


На протяжении всей истории человечества народное искусство было существенной частью культуры национальной и мировой. М. Горький писал: «Народ не только сила, создающая все материальные ценности, он – единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый во времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них – историю всемирной культуры».

Женщины - тамбовчанки всегда славились как большие рукодельницы. По всей Тамбовщине было развито ткачество, вышивка, кружевоплетение, ковроткачество. Художественное начало пронизывало насквозь и быт, и труд крестьянства.





Мужчины и женщины носили традиционную одежду с поясами: ходить без них считалось так же неприлично, как и без головного убора. Появилось даже слово «распоясаться», что значит утратить сдержанность, вести себя неподобающе. Поясом подвязывали нижнюю рубаху, сарафан, юбку-поневу и штаны. Верхнюю одежду удерживал широкий кушак, его дважды оборачивали вокруг туловища. Крестьяне ткали, плели и вязали пояса из шерсти, конопли или льна. К поясу подвешивали небольшие нужные в быту предметы — ножи, кошельки и сумки.
Считалось, что пояс создает магический круг и бережет человека от темных сил. Его не снимали даже в бане. В монастырях изготавливали особые пояса с вытканными на них молитвами.
Цвет аксессуара-оберега соответствовал возрасту хозяина: детские шили светлыми, для молодежи плели яркие опояски, старики носили темные пояса. Особо почитали красные оттенки, в традиционном народном костюме их использовали больше 30: алый, багровый, огневой и множество других. Кушаки этого цвета олицетворяли жизненную силу и здоровье своего хозяина или хозяйки. Пояса украшали бисером, серебряными и золотыми нитями и вышивкой с обережными узорами.
Мужской пояс-сеточка из красных шерстяных нитей по поверьям защищал от злых духов: им подпоясывали жениха на голое тело во время свадебного обряда. Русский писатель и этнограф Владимир Даль описывал старинный обычай: чтобы защитить себя от колдовства, молодые муж и жена и их гости поверх одежды надевали пояс с множеством узлов. Колдун не мог навредить человеку, пока все их не развяжет.

Наша следующая экспозиция расскажет посетителям о 

костюме тамбовских переселенцев-однодворцев




Заметили какая необыкновенная вышивка присутствует на одежде, 
а украшения из бисера? Тамбовская вышивка (Тамбовская чернь) и шедевры бисероплетения составляют основу следующей экспозиции.

В основе жизни Древней Руси был "Домострой". От главы семьи он требовал, чтобы дочь воспитывалась в строгости. Девочки с раннего возраста обязаны были помогать по хозяйству. Мать стремилась передать своей дочери как можно больше важных и полезных навыков, чтобы ее дочь выросла хорошей женой. Для этого девочек учили рукодельничать, шить, вести хозяйство, вкусно готовить. 

Буквально с первых лет жизни дочери следовало готовить приданое. На Руси девочек учили вышивать с самого детства, к 13 годам она должна была приготовить своё приданное. В него входило как минимум 40 вышитых полотенец! Только представьте, сколько для этого нужно было времени, если учесть, что ещё девочки должны были помогать матери по дому, работать в поле, следить за младшими детьми. На вышивание им оставался лишь поздний вечер.


А вы знаете, что в Тамбове есть клуб «Тамбовская вышивка», если нет, тогда знакомьтесь…



Большое место в украшении женского костюма отводилось бисеру. Как и в Тамбовской вышивке орнамент украшений из бисера состоял из различных вариантов ромба разнообразных цветовых сочетаний. Особенно часто использовался бисер для украшения головных уборов. В селе Соломенки была открыта бисерная мастерская, где изготовляли бисерные цепочки для продажи в разных городах России. В отличие от крупного крестьянского бисера, цепочки низали из мелкого. Соломенские «ожерелки» пользовались большим спросом. 
В женских монастырях на Тамбовщине использовали цветной бисер для вышивания предметов церковного и домашнего обихода, для создания икон. Бисером украшали головные уборы, плели украшения. Для украшения «позатыленей» к ним крепили на шёлковых нитях параллельные низки стекляруса или бисера / «рясна»/, которые носили перекинутыми на грудь от виска. Непременной деталью костюма, особенно праздничного, были разноцветные бисерные полоски с бисерными бахромками, которыми украшали подолы одежды, кисти поясов. На Тамбовщине плели бисерную полоску, которая заканчивалась подвеской или иконкой.




продолжение экскурсии по залу "Ремесленный двор"


2 комментария: